Районные газеты Новгородской области
Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

В стареющей Старице

12 : 00    |    06.07.2012

У въезда в деревеньку Старица, что в 4 километрах от центра поселения — села Велилы, встречает нечастых гостей часовенка, представляющая собой сруб с шестискатной крышей, огороженная деревянным забором, покрашенным голубой краской.

Отворив калитку и сделав несколько шагов, оказываешься возле иконостаса с образами, свечами и лампадками. Киот закрывается застеклённой дверцей, представляющей собой подобие оконной рамы деревенского дома и закрывающейся на самодельную деревянную «завёртку».

 

Когда-то эта маленькая православная обитель являлась центром общественного сбора деревенских жителей, когда в самой Старице ещё кипела жизнь. Теперь же, углубляясь» в деревню, проходишь мимо заброшенных домов с покосившимися крышами, выбитыми рамами, в которых кое-где ветер ещё раздувает обрывки старого тюля, оставшегося от быта прежних хозяев. В конце улочки — четыре жилых дома: здесь живёт оставшееся население деревни. Возле одного из домов сидит на лавочке Мария Ивановна Григорьева, рядом стоят две палочки, с помощью которых она передвигается. Мария Григорьевна — самая старшая из оставшихся здесь жителей. В этом году ей исполнилось 80 лет. Её отец Иван Андреевич Андреев в далёкие сороковые, демобилизованный из армии по ранению, стал председателем некогда существовавшего колхоза «Григорное».

Здесь и родилась Мария Ивановна. Окончив 5 классов, трудилась она в полеводстве, животноводстве, выйдя замуж, родила четверых детей, — к сожалению, один сын умер в этом году. Шесть лет назад похоронила мужа. Сейчас живёт с одним из сыновей. У неё есть две внучки и внук и правнук с правнучкой.

Из другого дома, выбеленного белой краской и напоминающего украинскую мазанку, нарушает деревенскую тишину лай белого «дворянина» Шарика, почувствовавшего «чужих» и бегущего навстречу, за ним вальяжно выступает кошка Муха. Следом выходит жизнерадостная хозяйка четвероногих Раиса Николаевна Червякова.

У деревенских жителей не отнимешь доверчивости и хлебосольства — Раиса Николаевна приглашает в избу. В доме жарко натоплена печь, поскольку на улице достаточно прохладно. Уже в «сенях» чувствуется запах ароматных щей из русской печки. И пошло, поехало: «Давай к столу, чайку или кофейку… » В беседах с пожилыми людьми есть большие преимущества: помимо позитива, который они вселяют своей жизнерадостностью — несмотря на то, что жизнь-то никого из них особо не жаловала, — обязательно ещё и за стол попадёшь. У деревенских женщин, видимо, девиз такой: всё, что есть в печи — на стол мечи. Раиса Николаевна тоже дочка председателя одноимённого с деревней колхоза «Старица». Когда-то её отец Николай Фёдорович Рябчиков, вернувшись с войны, руководил этим колхозом. Сама она, конечно же, тоже крестьянка, вышла замуж, держала хозяйство, огород… Сейчас, овдовев, по-прежнему сажает огород, правда, уже не такой, как раньше, а из подсобного хозяйства теперь лишь курочки. Теперь она и часовенку поддерживает в добропорядочном состоянии — протирает пыль, зажигает время от времени свечи, меняет салфеточки и полотенца на своеобразном алтаре.

По свидетельствам старожилов, сооружена эта православная святыня на месте падежа скота, ещё до войны. Построена, как говорится, «миром» — селянами. Когда-то для неё заказали специальную икону Скорбящей Божьей Матери — в Старице отмечался праздник этой иконы, как престольный. Несли образ пешком из Осташкова. Много лет за часовенкой ухаживала Евдокия Афанасьевна Фролова — уроженка деревни.

— «Икона из часовенки однажды остановила пожар: одна сторона деревни сгорела, а когда вынесли икону — вторая сторона осталась целой, пожар прекратился», — рассказывает Мария Ивановна Гаврилова — дочь Евдокии Афанасьевны.

Но не все чтили маленький «храм» деревни, и всё, что в нём находится, — однажды главную икону украли… Разные версии ходили по этому поводу, как утверждают старожилы. Но… не пойман — не вор, так и осталось неизвестно, какова же судьба самой главной иконы. Пришлось жителям деревни заменить иконостас другими образами.

Неоднократно, во времена гонений на церковь, эту маленькую святыню хотели сравнять с землёй.

«Женщины прятали иконы, однажды даже положили большой камень перед часовенкой, чтобы трактор не мог проехать», — рассказывает Мария Ивановна.
Вера православная всегда была источником жизненных сил русского народа. Вот всеми силами и сохраняли святое место деревенские жители.

Но увы, Старица тоже стареет, как и тысячи деревень России. Кто-то потом будет оберегать православную святыню, что создали деревенские «зодчие» и оберегали более века жители Старицы и берегут по сей день? Да что говорить о часовенке, не исчезнет ли в итоге и сам деревенский образ жизни, став своего рода Атлантидой…

Фото автора

Автор: Елена ДМИТРИЕВА Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить