Районные газеты Новгородской области
Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

То ли ещё будет!

15 : 47    |    04.11.2011

В первой половине октября мастерицы из Дома народного творчества провели восемь мероприятий — познавательных, шумных, с игровыми и творческими моментами.
И «Шалыга»,
и мастер-классы

Сезон нового учебного года открыт и уже вовсю кипит.
Много новичков пришло обучаться лоскутному шитью, море желающих нашлось в студию «Шалыга» (так называли наши предки кожаный или тряпичный мячик, отсюда и слово «шалыгать»). Студия эта — особенная. Для неусидчивых. Сюда приходят ребята со второго класса и два года обучаются всему понемногу: месяц — ИЗО, месяц — вышивка, месяц — лоскутная техника, а потом — вязание, ткачество, соломка — такой «винегрет» из разных видов прикладного творчества. По истечении второго года уже можно определиться, что больше по душе, и выбрать кружок по вкусу и способностям. Правда, некоторые готовы всю дорогу в «Шалыге» оставаться!
В полном восторге приехали Юлия Кузнецова и Галина Чернышова с окуловской Богородицкой ярмарки, проходившей 24 сентября. А их работы, отданные ещё летом в Валдайский музей-заповедник, до сих пор с выставки на выставку кочуют, очень по душе пришлось искусство маловишерских рукодельниц.
Уже осенью состоялись мастер-классы: по плетению поясов для пятиклассников школы № 4 и «Именины у рябины», которые несколько дней для разных аудиторий продолжались с 4 по 7 октября, на них и учащиеся, и взрослые сумели побывать. Хозяйки ДНТ рассказали о целебных свойствах ягод, обрядах, связанных с рябиной. Ребята постарше изготавливали декоративные текстильные панно в технике объёмной аппликации. А вот второклассники школы № 1 рисовали ветку рябины — они уже второй год вместе с учительницей Галиной Нятянен посещают здесь детскую школу народной культуры, и очень им здесь нравится!
Первые холстины
А 18 октября я вместе с пятиклассниками школы № 2 и их педагогом Натальей Фоминой приняла участие в развлекательно-познавательной программе «Харитины — первые холстины». Это день памяти Харитины, новгородской великомученицы. Работы в поле, саду и огороде закончены, вечера стали долгими, но в сёлах сидеть без дела не умели, женщины принимались за прядение холстов: «Харитина — вечная ткачиха». Бабы сели за ткацкие ставы: затыкают первые кросна, ткут первый холст. Столько всего рассказала Юлия Георгиевна ребятишкам! Оказывается, слово «полотно», которое сейчас имеет множество значений, в древности имело лишь одно: льняная ткань. Полотно и шерсть — вот самые распространённые материалы для изготовления одежды в древней Новгородчине.
А обрядовые рубахи могли быть… из волокна конопли (не путать с коноплёй, которую относят к наркотическим веществам — у нас такая не произрастает) или крапивы. Даже первый сев полагалось осуществлять в таких вот одеждах, ибо в них была заключена особая сила.
В районе Пустой Вишерки располагалось когда-то кожевенное производство, где работали, в том числе, и мастерицы тонко прясть, их так и называли — тонкопряхи. Это был «высший пилотаж»!
Вообще же уметь прясть обязана была каждая женщина. Когда рождалась девочка, пуповину перерезали на веретене. А первый спрядённый ею клубок в некоторых местностях сжигали и давали выпить золу или просто вдыхали дым от пламени (чтобы мас-
терство навсегда внутри осталось). В Новгородской же губернии такой клубочек прятали, а в день свадьбы мать трижды обматывала этой нитью дочь, что считалось мощнейшим оберегом. Не зря и богиня ткачества и прядения считалась самой могущественной.
В других культурах тоже не зря фигурируют и веретёна (та же «Спящая красавица» Шарля Перро), и крапивные рубахи («Дикие лебеди» Андерсена). Потому что княжеские дочери, принцессы, боярыни должны были ещё лучше своих холопок рукоделием владеть, дабы являться примером во всём.
Хлопок раньше именовался «бумагой», и поныне существует название «хлопчатобумажная ткань», им торговали только на ярмарках. Из Византии везли шёлк — настолько лёгкий и тонкий, что русские люди именовали его «поволокой».
Юлия и Галина продемонстрировали гостям образцы тканей и пояснили: сперва нашим прапрабабушкам надо было ниточку спрясть, потом её, если надо, красили с помощью растительных красителей, а на Харитину принимались ткать. Пока бабы ткали и пели, мужчины начинали валенки катать — из овечьей шерсти.
Суха теория…
От слов перешли к делу, ведь недаром говорится: «Суха теория, мой друг!». Разбились на 2 команды по 6 человек, и пока все вместе скандировали заветные слова «я по горенке шла, клубок ниток нашла, клубок маленький, нитки аленькие, клубок катится, нитка тянется…», один член команды распяливает на руках моток пряжи, а другой её в клубок мотает. После окончания присказки, как в эстафете, и моток, и клубок передаются дальше. Кто клубочек завершил, тот и молодец. Азарт-но получилось, аж пол дрожал! Первенствовала команда, состоящая почти из одних мальчиков. Но победила, как обычно, дружба! Всех угостили сушками с маком.
Забавы перенеслись на улицу, благо солнышко немного разогрело уже холодный воздух. Все выстроились друг за дружкой для игры в иголку и нитку. Первый стоящий — «иголка», его задача — поймать «хвостик» ниточки — того, кто замыкает строй, ну а остальные под дружный хохот и крик, мешают «иголке». Настоящая куча мала вышла, зато весело до упаду! Не меньше эмоций и восторженных воплей вызвала эстафета с валенками. В чём её суть? Игроки из обеих команд меняют обувку: на одну ногу надевают валенок, а на другой скачут до табурета, на который надо на секундочку присесть, роль эстафетной палочки выполняет… ложка с клубочком. И так один за другим, победителем становится, как и во всякой эстафете, первая припрыгавшая к финишу команда.
Всегда так в Доме народного творчества — и терпению сидящего за ткацким ставом или прялкой место есть, и мудрой пословице, и озорной игре. А ведь сезон только начался, то ли ещё будет!


Фото автора

Автор: Ольга МАСЛОВА Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить