Районные газеты Новгородской области
Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

От сердца к разуму…

15 : 40    |    17.08.2012

Материал о художнике Екатерине Белашовой (в девичестве Алексеевой) собрала и систематизировала библиотекарь-краевед центральной районной библиотеки Ольга Фролова. Предлагаем вниманию читателей этот материал.

Героиня нашего повествования родилась 2 декабря (19 ноября) 1906 года в Санкт-Петербурге. А детство её прошло в д. Малые Торошковичи Батецкого района. Отец Екатерины, Федор Алексеев, служил некоторое время в доме профессора Военно-медицинской академии, коллекционера Сергея Сергеевича Боткина (1857–1910). В 1918 году он вернулся из Санкт-Петербурга в деревню и стал работать завхозом в Некрасовской школе.

Вместе со сверстниками из деревень Ручьи, Заупора, Княжья Гора, Бор и других деревень маленькая Катя Алексеева ходила в школу. Здесь пробудилась у девочки живая творческая фантазия — шила тряпичных кукол и лепила глиняные игрушки.

Кроме того, Екатерине с лёгкостью давалась математика. Учитель не мог нарадоваться логике и ясному уму своей ученицы. Казалось, решение стать математиком сформировалось логично, само собой. Так полагал отец, отпуская дочь на учёбу в город, так считала деревня, которая стала ждать возвращения молодой учительницы.

Однако не успехи у школьной доски, не лёгкое, как дыхание озёр, решение головоломной задачи были в памяти девушки. Ею овладели воспоминания о вечерних розовых облаках, омытых июньской грозой холмах, самодельных глиняных фигурках и смешных деревянных куклах.

По приезде в Санкт-Петербург Екатерина поняла, что та живая, одухотворённая красота не отпускает её. И что это сладкий, желанный плен. Мало того — такую привязанность надо отрабатывать.

В итоге Екатерина Фёдоровна поступила в Ленинградский художественно-промышленный техникум. А ещё позже продолжила учёбу в Высшем художественно-техническом училище. Главным смыслом её жизни стала скульптура.

1930‑е годы — пора активных творческих поисков молодого скульптора. Тогда творили многие будущие «титаны духа», провозвестники новых художественных направлений. В довоенный период определялись основные темы. И всё же свою художническую позицию она невольно сверяла с житейской. О своем герое автор говорила, что он «приходит из жизни, если художник пристально всматривается в жизнь, ему не придется искать героя — он всегда рядом».

В одной из творческих поездок Екатерина познакомилась с выпускником московского ВХУТЕМАСа скульптором Михаилом Белашовым, за которого вышла замуж. В 1933 году в семье родился сын Александр.

Из довоенных проектов памятников руки Екатерины Белашовой был осуществлён лишь один — Герою Советского Союза лётчику В. С. Хользунову в Сталинграде. Это было прямо перед войной, в 1940 году. Можно сказать, история совершенно невероятная. Памятник остался цел благодаря тому, от чего должен был погибнуть, пережив бомбежку при одном из вражеских налётов на город. Первая бомба оставила громадную воронку рядом с постаментом. Ударной волной от второй его свалило в ту же яму. А благодаря третьей бомбе воронку засыпало землей. Так памятник был «похоронен» и тем самым спасён во время войны. Полностью были утрачены лишь рельефы постамента. Екатерина Фёдоровна впоследствии их восстановила. Можно сказать, памятник восстал из земли, как птица феникс из пепла.

А дальше было так. 1941 год, война. Погиб под Смоленском муж, ушедший добровольцем на фронт. Белашова с сыном осталась одна. Но творчество держало на плаву, спасало от тягостных дум, помогало пережить тяжёлую утрату. Её герой теперь — «Боец» (1942 г.; фигура в полный рост, дошедшая до нас в варианте 1957 г.). Неспроста в произведениях того периода сохраняется органичная простота, отсутствуют надуманность и позёрство.
В 1943 году родилась «Непокорённая». В какой-то степени это автопортрет. В нём предстает хрупкая, но сломленная тяжелейшими утратами женщина. Вместе с тем всё в ней восстаёт против войны и ужаса смерти.

И впредь она не сдавалась. Белашова собрала всю свою волю во имя желания выстоять и жить дальше. Скорее всего, именно поэтому её произведения были так созвучны эпохе. И поэтому «Непокорённая» стала известным образом, в котором мы остро ощущаем военное время.

Как отмечали критики, личность художника для Белашовой неотделима от её произведений. Так бывает, когда искусство напрямую обращено к сердцу человека, делая яснее его разум. В 1944 году она создала «Портрет старика», которого называли русским Сократом. А потом родилось изваяние известного «Партизана». Тут следует добавить, что в 1942–1943 годах у художницы возник творческий замысел многофигурной композиции «Памяти жертв фашизма». Тут уже речь шла о воплощении целой серии образов военного времени.

И ещё один важный нюанс. Большое место в творческой судьбе Е. Ф. Белашовой занимал А. С. Пушкин. Он был любимым поэтом мастера. К раздумьям о его поэзии, короткой и непростой жизни, следовательно, к работе над пушкинским образом скульптор не раз возвращалась в течение своей долголетней творческой практики. «Пушкин — это гений и тайна, — писала Белашова. — Как человек, он часто не знал самого себя. Из мировых гениев на него похож разве что Шопен».

В 1954 году руководство Пушкиногорского района Псковской области обратилось к министру культуры СССР с просьбой о создании памятника А. С. Пушкину неподалёку от места его погребения. Положительное решение было принято на уровне ЦК КПСС. Договор на изготовление памятника заключили с Екатериной Фёдоровной. Скульптор с энтузиазмом принялась за работу. В 1959 году памятник был готов и в июне открыт в Пушкинских Горах. Монумент отлили из бронзы. Его пьедестал выполнен из неполированного гранита инженером-архитектором Л. М. Холмянским.

В так называемом «Зелёном зале» Дома-музея в Тригорском экспонируют ещё одну работу Белашовой — погрудный бюст юноши Пушкина, выполненный из гипса в том же 1959 году. Таким Екатерина Фёдоровна представляла юного поэта, впервые приехавшего на псковскую землю. На протяжении многих лет своеобразным украшением Тригорского парка являлся погрудный белого мрамора бюст А. С. Пушкина, выполненный Е. Ф. Белашовой в 1969 году. Эту работу автор передала в дар Пушкинскому заповеднику.

Скульптор проникновенно чувствовала духовный мир человека, создавая замечательную галерею лирических произведений. Ещё в конце войны появилась скульптура «Лежащая девочка» (1947). Как о ней писали критики, «… через сердце раскрываются разуму наиболее глубокие, тонкие стороны жизни человека, природы». Данная скульптура отличалась певучей пластичностью. Девочка предстаёт перед нами юным беззащитным существом, чей трогательный образ сродни венециановским детям.

Работы Белашовой можно увидеть в Третьяковской галерее, в Киевском музее русского искусства, в Пермской художественной галерее и других музеях.
Скульптор вела большую общественную работу. С 1957 года Екатерина Фёдоровна Белашова вошла в состав правления Союза художников СССР, в 1968 году на III съезде художников была избрана председателем правления.

За свою деятельность живописец была удостоена званий заслуженного художника РСФСР (1961), народного художника СССР (1963), члена-корреспондента Академии художеств СССР (1967), награждена орденом Ленина (1966), стала лауреатом Государственной премии (1967).
Она выполнила портреты: «В. И. Ленин-юноша» (1938), «Н. А. Добролюбов» (1942), «А. П. Чехов» (1947), «А. С. Пушкин» (1957, 1960, 1964) и т. д.; композиции «Непокорённая» (1943), «Утро» (1945) и другие. В 1958 году за композицию «Мечтание» была награждена серебряной медалью Министерства культуры СССР.

Скончалась Екатерина Белашова в Москве, 9 мая 1971 года.

Сын Екатерины Фёдоровны — Александр пошёл по стопам матери. Он заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств.

Автор: Олег ПЛАТОНОВ Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить