Районные газеты Новгородской области
Мы в соцсетях:
Календарь
Мы в соцсетях
Опрос

Легенда Княжьей горы

15 : 49    |    20.07.2012

14 июля окрестности знаменитой Шум-горы заполнились непривычно большим для здешних мест количеством людей. Состоялся второй фестиваль раннесредневековой культуры «Княжья гора».

 

Главным организатором мероприятия де-юре числился областной дом народного творчества. Хотя основные хлопоты выпали на долю администраций Батецкого муниципального района, Передольского сельского поселения и районного комитета культуры, кино и туризма. Территорию будущего действа надо было загодя привести в порядок — траву выкосить, подготовить места для размещения лагеря участников фестиваля и торговых рядов, найти лошадь для князя Рюрика, продумать культурно-развлекательную программу.

По заветам далёких предков
Накануне, 13 июля, состоялся заезд участников фестиваля. Лагерь они разбили в поле неподалёку от Шум-горы, метрах в 50 от неё к юго-западу. По сравнению с прошлым годом число участников было зримо больше. Из Великого Новгорода прибыл клуб исторической реконструкции «Змей Горыныч». Из Москвы — «Варяжская дружина», «Небесный вепрь» и «Громовник». Из Санкт-Петербурга — «Хольмград», «Ульвгард» и «Яропламя». Из Соснового Бора — клуб «Талльскёг». Множество взрослых людей, среди которых были и семейные пары с маленькими детьми. Ночевали в шатрах и палатках, варили еду на кострах. Лагерь был основан в соответствии с традициями средневековья. Древнее оружие, примитивные орудия ремесленников. Лишь стоявшие неподалёку автомобили, на которых они сюда прибыли, несколько развеивали атмосферу старины глубокой.

Под флагом фестиваля
Утро 14 июля выдалось хлопотным. В спешном порядке заканчивалось начатое накануне сооружение торговых шатров и павильонов. Мастера народных промыслов выставили на продажу сувениры и поделки в жанре декоративно-прикладного искусства. Разнообразные вкусности, в том числе свежесжаренные ароматные шашлыки, предлагали кулинары РайПО. Предприниматели торговали мороженым и прохладительными напитками.

В 12.00 состоялось торжественное открытие фестиваля. Со стороны лагеря выступила внушительная дружина вооружённых «до зубов» людей. Состоялось представление клубов исторической реконструкции. С приветственными речами выступили глава Батецкого муниципального района Владимир Иванов, заместитель главы администрации Новгородской области Юрий Маланин, заместитель председателя областного комитета культуры Олег Демидов и заместитель главы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Павел Бурмистров. Наши побратимы-красносельчане прибыли с щедрыми подарками — привезли для местных культработников три комплекта компьютерной техники.

Глава района Владимир Иванов и руководитель Новгородского клуба «Змей Горыныч» Сергей Ефимов подняли флаг фестиваля.

Гибель князя Рюрика
В отличие от прошлого года, битва между славянами-поселенцами и варягами князя Рюрика проходила к западу от Шум-горы. Место ристалища было огорожено столбиками с протянутой верёвкой, дабы никто из зрителей не мог подойти слишком близко к сражающимся друг с другом воинам.

Комментировал происходившее на «сцене» небезызвестный Виктор Герасимов. Ныне он в районе — гость, а год назад, работая в районном комитете культуры, организовывал первый фестиваль исторической реконструкции.

Меж тем события давних лет, сценарий которых был почёрпнут из разных древних первоисточников, разворачивались своим чередом.

К старосте древнеславянского поселения на берегу реки Луги прибыл посланник князя Рюрика, отправившегося в поход для установления дани. В ходе переговоров старосте то ли не понравилась сама идея уплаты дани, то ли смутил её размер — словом, он, недолго думая, посланника отравил. А самого Рюрика замыслил заманить в засаду и убить. Для чего отправил к князю гонца — мол, переговоры с посланником зашли в тупик, добро пожаловать к нам, уважаемый, сказать своё веское слово.

Рюрик якобы поверил. И прибыл сюда с малой дружиной. Сам — на лошади (хотелось бы сказать — на коне, но под актёром, исполнявшим роль князя, на сей раз была кобыла), остальные воины — в пешем строю.

Однако не хлебом-солью, а сталью копий, мечей да топоров встретили варягов славяне-поселенцы. Да ещё засаду в кустах припрятали — хитрющий оказался староста. Битва разгорелась не на шутку. Раздавались грозные боевые кличи, летали копья, сталь бряцала о сталь — по визуальным представлениям, кое-кто из воинов ощутимо получил «по загривку». Во всяком случае, после первой стычки на поле остались лежать «мёртвые» и «раненые». После второй схватки с подключением выскочившей, «как чёрт из табакерки», засады, к ним присоединился и Рюрик. «Бездыханное» тело князя верные ему дружинники вознесли на ближайшую сопку (всего их в окрестностях Шум-горы — четыре; правда, одну из них ещё в 80‑х годах прошлого века раскопали археологи) и устроили там тризну.

«Раненых» уволокли в лагерь, а «мёртвым» просто приказали: «Восстаньте!». И все в итоге оказались живыми и здоровыми.

Веселись, ликуй, честной народ
Зрители отправились на экскурсию по лагерю. Здесь они ознакомились с укладом жизни наших далёких предков. Участники фестиваля продемонстрировали, как в средние века готовили пищу, что ели и пили, каким рукодельем и ремёслами занимались пращуры. Мастера боевых искусств крутили-вертели мечи. Каждый желающий мог сфотографироваться, облачившись в доспехи и взяв в руки щит, копьё, меч или топор. Или запечатлеться на память в роли невольника в колодках, чем охотнее других пользовались дети.

Кто хотел, лез на Шум-гору. Кто не хотел, участвовал в различных конкурсах и забавах. Например, в состязании на скорость на парных лыжах. Или — кто кого собьёт с пенька подушкой. Или — кто сумеет с завязанными глазами подойти к кочну капусты и «срубить» его деревянным мечом. И так далее.

А на сцене развернулась концертная программа. Выступили вокальный ансамбль «Реченька» из д. Борки Новгородского района, народный хор «Истоки» из п. Волот, два народных самодеятельных коллектива — «Холовчанка» и «Сударушки», а также один танцевальный — «Мираж» из п. Крестцы. И наши: Городенский народный фольклорный коллектив, народный хор «Русская песня» и вокальный коллектив «Россияночки» из Нового Овсино, народный хор «Любавушка» из Вольной Горки, дуэт «Колорит» из Мойки.

Концерт пришёлся зрителям по душе. Исполнительское мастерство было неплохим, особенно — у крестецких артистов. Весьма приличный вокал, зажигательные танцы. Вот только репертуар вызвал вопросы. Фольклор, конечно, музыка народная, русская. Но при чём тут раннее среднековье? Всё, что исполняли и наши, и приезжие артисты, было создано много позже. Наверное, раз уж фестиваль посвящён эпохе раннесредневековой (дохристианской) культуры, стиль надо было выдерживать до конца. А эта «ай-люли малина» сродни тому, как если бы воины Рюрика вышли на бой, как минимум, с ружьями наперевес. Кстати, выступавший год назад ансамбль средневекового танца «Кельтика» был ближе к теме. В нынешнем году ничего подобного не было. Хотя прошлогоднюю программу областной дом народного творчества раскритиковал как малопрофессиональную и в этом году примерил роль главного организатора на себя. Мол, покажем, как надо. И что в итоге получилось? После битвы и экскурсии магия средневековья развеялась, как дым. И зрители начали разъезжаться по домам. Правда, после 15 часов ещё и начался дождь.

Закрытие фестиваля состоялось в 18 часов. Его участникам вручили дипломы. Но разъехались по домам они только на следующий день. Впереди у них были ещё средневековые вечер и ночь. Игра, ставшая жизнью. Или жизнь, воспринимаемая ими как игра.

Автор: Андрей ЕВГЕНЬЕВ Оцените материал:
количество голосов: 0
0.00 out of 5 based on 0 vote

Решите задачу: Проверчный код обновить